четверг, 13 октября 2016 г.

Реакция России на новую эскалацию напряжения с США и НАТО

Правительство России демонстрирует целенаправленные милитаристские жесты в отношении западных держав, особенно в Сирии, угрожая силой защитить свои интересы в случае прямого столкновения российской армии с силами США-НАТО. При этом предан гласности разработанный Кремлем еще год назад план по введению контроля со стороны военных над всеми ветвями власти на случай войны. Одновременно правительственная российская пропаганда ведет систематическую кампанию в СМИ, утверждая, что «глобальная война» с Западом не стоит на повестке дня.

Вот ряд ответных мер, предпринятых в последние дни со стороны России в ответ на ухудшение отношений с США:

​ приостановка действия соглашения с США об утилизации оружейного плутония,

​ отказ от координации действий в Сирии с коалицией во главе с США,

​ размещение зенитных ракетных комплексов С-300 в Сирии в дополнение к С-400,

​ заявление российских военных о готовности сбивать самолеты, бомбящие позиции сирийских правительственных войск,

​ объявление о создании в сирийском Тартусе постоянной военно-морской базы РФ,

​ размещение «Искандеров» под Калининградом,

​ объявление о проведении в середине октября впервые в истории совместных военных учений с Каиром на территории Египта.

Кроме этого можно отметить следующее:

​ Первым законодательным актом, который утвердил новый состав Госдумы, стал закон о бессрочном размещении в Сирии российского военного контингента. Тем самым были легитимизированы уже заключенные в прошлом году российско-сирийские договоренности о бессрочном использовании авиабазы Хмеймим и «пункта снабжения ВМФ» в Тартусе.

​ Заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Алексей Чепа выступил с предложением реанимировать бывшие советские военные базы за рубежом. «Национальным интересам отвечало бы восстановление ранее закрытых наших военных баз в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Африке», — сказал парламентарий, уточнив, что это нужно для предотвращения «военных действий против дружественных государств со стороны внешних сил». «Россия выступает гарантом соблюдения прав человека, в отличие от Соединенных Штатов, которые содержат более 650 военных баз ради установления геополитического контроля над мировым пространством», — считает Чепа.

11 октября Известия сообщили (http://izvestia.ru/news/637442), что правительство России разработало план подчинить в случае войны все структуры государственного управления — губернаторов, органы местного самоуправления краев, областей, автономных республик и городов федерального значения, региональные управления МВД, МЧС, ФСБ, а также части и подразделения Росгвардии — командованию военных округов Минобороны России.

Этот сценарий, как утверждается, отрабатывался в ходе стратегических командно-штабных учений «Кавказ-2016».

Известия также добавляют, что «новая структура военного управления создана на основании «Плана обороны Российской Федерации на 2016–2020 годы» (ПО РФ), введенного в действие указом президента России от 18 ноября прошлого года. Тогда же Владимир Путин поставил задачу министерствам и ведомствам подготовить необходимые пакеты документов для реализации “Плана обороны”».

Среди целей, которые должна будет решать «новая схема управления», Известия называют следующие:

«обеспечить поддержание режима военного положения, бесперебойную мобилизацию граждан, предприятий и заводов, а также территориальную оборону (защиту промышленных, военных и социальных объектов от вражеских диверсий, недопущение массовых беспорядков)… В перечень этих мер, помимо проведения мобилизации и призыва граждан из запаса, входит усиление охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, введение особого режима работы социальных и промышленных объектов и транспорта, изъятие необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан и даже приостановление деятельности политических партий и организаций, ведущих пропаганду и агитацию» [курсив везде мой].

По существу, это радикальный план тотальной мобилизации страны на случай прямого военного столкновения с коалицией ведущих империалистических держав, предполагающий введение крайних репрессивных мер против любых форм общественного недовольства и оппозиционной политической деятельности.


Между тем в официальной внутренней пропаганде российские СМИ настаивают на том, что перспектив большой войны с США и НАТО не существует.

Статью с таким именно названием — «Перспектив глобальной войны не существует» — опубликовали Известия в понедельник, 10 октября (http://izvestia.ru/news/636963). «Прямое российско-американское столкновение невозможно, — утверждает газета, — однако есть опасения случайных инцидентов на территории третьих стран».


В статье цитируется ряд политологов и экспертов, среди которых известный «ястреб», националист Леонид Ивашов — генерал-полковник, президент Академии геополитических проблем. Известия приводят его слова: «В США понимают, что в случае глобальной войны им не удастся избежать удара по своей территории. Скорее всего, это мнение группы военных. Пентагон говорит одно, госдеп — другое. Ясно одно: это заявление сделано для того, чтобы напугать Россию и сковать ее действия в Сирии».

Подобную же точку зрения проводят многие другие публикации.

Так, Эдуард Биров на сайте Взгляд в статье от 7 октября (http://www.vzglyad.ru/opinions/2016/10/7/836665.html), называя многие вещи своими именами, заканчивает свой анализ заявлением о том, что ядерная война едва ли возможна. Он пишет:

«Спустя год действий ВКС РФ обманчиво запутанная картина конкретизировалась — США и террористы готовы воевать против России и законного правительства… Стало очевидным, что нет никаких коалиций против ИГИЛ, а есть русская армия с союзниками, которая противостоит международному терроризму как инструменту США и НАТО».

Источником эскалации является, по его мнению, идеология, «мессианизм» США. Осуждая его, он при этом отчетливо формулирует вполне мистическую, «метафизическую» теорию русского «мессианизма», призванного защитить мир от «зла», идущего с Запада:

«… близоруко отрицать тысячелетние смыслы и религиозные откровения, без которых не понять, что историей движет не нефть и сиюминутные интересы, а борьба противоположных начал, двух сил, которые тянут человечество в разные стороны — на дно и к горним высотам».

Россия «раз за разом становится на пути тех, кто, провозглашая себя великим благом, чистой расой или светочем свободы, стремится подчинить человечество, уничтожив Россию как препятствие к полному «освобождению». «Удерживающая мир от тотального распространения зла — таков крест, судьба и рок русского народа, российского государства как исторического субъекта… Судьбу не выбирают, и Россия обречена на новое сдерживание мира от гибели — иначе она перестанет быть Россией… Речь идет о метафизическом противостоянии».

США и Великобритания «Гитлера, как и сейчас ИГИЛ, тщательно взращивали для удара по России».

Объяснять поведение Запада «всего лишь противостоянием коммунистической и капиталистической систем легкомысленно, в чем мы убедились после развала СССР — не стало коммунизма, а Россия по-прежнему осталась врагом».

«Рано или поздно, но Москве придется прямо заявить, что США — главные пособники террористов. И это будет означать только одно — тотальное и глобальное противостояние с «империей свободы капитала». Опасно ли это? Да, чрезвычайно. Угрожает ли ядерной войной? Вряд ли, потому что это будет скорее (анти)террористическая война и ценностная битва».

Александр Разуваев, 11 октября, сайт «На линии» (близкий к журналу и одноименному сайту Однако М. Леонтьева, который является в настоящий момент пресс-секретарем «Роснефти»), статья «Извините, но войны не будет» (https://www.nalin.ru/izvinite-no-vojny-ne-budet-2675):

Идет нагнетание страха, «говорят и об открытой войне. Однако на самом деле вряд ли существует действительно серьезный повод для беспокойства. Армагеддон однозначно откладывается».

Федор Лукьянов, 7 октября, в статье «Русско-американские горки» (http://www.globalaffairs.ru/redcol/Russko-amerikanskie-gorki-18414), признавая, что «общая информационная атмосфера приближается к худшим образцам начала восьмидесятых, в некотором смысле даже идет дальше», пытается тем не менее приписать нынешнее обострение очередному «циклу отношений Вашингтона и Москвы», который повторяется не первый раз за последние 25 лет.

Отмечая, что «завершение каждого следующего цикла — острее и опаснее», и что «модель мироустройства, как ее предполагали 25 лет назад, себя окончательно исчерпала», а также констатируя, что «ухудшение ситуации сейчас привело к совсем опасной грани», Ф. Лукьянов все-таки стремится создать у читателя впечатление, что решение может и должно быть найдено на путях некоего компромисса.

«..сейчас речь о том, как и к чему произойдет переход, — пишет он. — Ну а чтобы на время выдохнуть, хочется уже скорее американских выборов. Кто бы ни победил, будет хоть короткая пауза».

Независимая газета, от редакции, 11 октября (http://www.ng.ru/editorial/2016-10-11/2_red.html):

«Грозит ли нам в действительности новая холодная война? Если подразумевать под этим реставрацию прошлого, то, пожалуй, нет. Холодная война затруднительна в эпоху открытых границ и доступного Интернета (хотя над вторым аспектом российские власти и спецслужбы периодически работают). Россия интегрирована в глобальную экономику и недавно вступила в ВТО. В мире не существует пророссийского блока, а есть лишь отдельные евроскептики, антиамериканисты и консерваторы, поддерживающие позицию Москвы в рамках собственного сопротивления западному истеблишменту… Новая холодная война носит скорее гибридный характер. Это смесь из конфликтов на чужой территории, в которых у Москвы и Вашингтона есть свои интересы, дипломатических нот и риторических уколов, санкций и антисанкций, заморозки отношений в одной сфере при их сохранении в других, не менее значимых. Декларируемая цель России в этом конфликте — не идеологический триумф, как это было раньше, а сохранение суверенитета в эпоху американского доминирования».

Наконец, 12 октября Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что ухудшение отношений России с США — это не более чем результат «внутриполитической борьбы в ходе президентской предвыборной кампании» в США (https://lenta.ru/news/2016/10/12/hope/).

По ее мнению, «нужен враг, нужны обвинения в адрес той или иной страны», и в качестве такой страны была выбрана Россия. «Когда пройдет кампания, повестка будет исчерпана, и придет здравый смысл и продолжение диалога», — добавила Матвиенко.

Причина, по которой ведущие российские политики и СМИ отрицают опасность полномасштабного военного конфликта России с альянсом ведущих стран мирового империализма, состоит в том, что Россия не может победить в этом конфликте, и у нее недостаточно экономических ресурсов на ведение такой войны в течение длительного срока. Реакционный кремлевский режим капиталистической реставрации не имеет какой-либо жизнеспособной альтернативы военному угару, нагнетаемому мировым империализмом, и дальнейшему сползанию к Третьей мировой войне, надеясь каким-то чудесным образом выскочить из исторического тупика, в котором он находится, и договориться с Западом.

Но главная причина демонстративного отрицания прямой угрозы большой войны с Западом в российских СМИ в том, что она приведет к резким изменениям в массовых настроениях российского общества. Российский рабочий класс неизбежно поставит перед коррумпированной кремлевской верхушкой вопрос о том, для чего нужно было разваливать Советский Союз и в течение четверти века разворовывать оставшиеся после него ресурсы, если все это должно кончиться новой мировой войной, в которой России грозит участь превращения в бессильную полуколонию западных держав и расчленения на мелкие территориальные куски?

Кремлевская олигархия смертельно боится, что рабочий класс снова, как и сто лет назад — в октябре 1917 года — осознает, что задачи противостояния империализму и угрозе войны тождественны с программой революционного социалистического интернационализма, то есть объединения с рабочим классом Европы, Америки и всего мира в борьбе против глобальной системы частных прибылей, которая и является главным источником разрушительных войн и социальных бедствий современной эпохи.


Владимир Волков

Комментариев нет:

Отправить комментарий