воскресенье, 9 февраля 2020 г.

75 лет назад: На Ялтинской конференции Черчилль, Рузвельт и Сталин обсуждают послевоенный раздел мира

4 февраля 1945 года президент США Франклин Рузвельт, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и советский диктатор Иосиф Сталин собрались в крымском курортном городе Ялта, чтобы начать переговоры о разделе Европы и мира после ожидаемой победы Союзников во Второй мировой войне. Ялтинская конференция являлась одной из ряда подобных встреч, включавших Тегеранскую конференцию 1943 года и Потсдамскую конференцию, состоявшуюся в августе 1945 года.

Встреча в Ялте (4-11 февраля) проходила на фоне острого кризиса фашистских режимов. Германский Третий рейх потерпел сокрушительные военные поражения в Восточной, Южной и Западной Европе. Союзники, в 1944 году вторгшиеся во Францию и установившие контроль над ней, готовились к полномасштабному вторжению в Германию. В Азии японский императорский режим попадал во все большую изоляцию, переживая удары со стороны китайских масс в Восточной Азии и проигрывая один конфликт за другим с американской армией по поводу контроля над Филиппинами.

В этих условиях серия встреч между руководителями Великобритании, США и Советского Союза была направлена на выработку соглашения об установлении сфер влияния в послевоенный период.

Напряженность в отношениях между соперничающими империалистическими державами, номинально объединенными в качестве военных союзников, проявилась еще до начала работы конференции. Генерал Шарль де Голль, который возглавлял новое французское правительство, был отстранен от участия в данном мероприятии. Он объяснял это враждебностью к нему со стороны Рузвельта.

Американский империализм, превратившийся в доминирующую мировую силу, был враждебен к амбициям Франции по восстановлению контроля над своими колониальными владениями в Африке и Азии. Под лозунгом обеспечения «свободы» и «демократии» администрация Рузвельта в качестве господствующей силы стремилась вытеснить старые колониальные державы в угнетаемых регионах по всему миру.

В ходе обсуждений Сталин повторил гарантию, которую он дал Черчиллю на встрече в Москве в октябре 1944 года насчет того, что советский режим не имеет никаких замыслов в отношении Западной Европы.

На практике это означало, что сталинистская бюрократия будет на всем континенте препятствовать развитию деятельности повстанческих антифашистских движений в направлении революционной борьбы за свержение капитализма. Логика этой позиции была отчетливо продемонстрирована в Греции, где советская бюрократия негласно поддержала жестокие британские атаки на партизан-антифашистов, происходившие в течение декабря 1944 года и однозначно нацеленные на установление прочного капиталистического режима.

В обмен на угождение капитализму сталинистская бюрократия рассчитывала заключить договор о создании в Восточной Европе «буферной зоны» под собственным управлением. Ради этой цели Сталин на конференции добивался соглашения о контроле над Польшей, который закреплялся бы за СССР после окончания войны. Это соглашение было достигнуто на условии проведения в Польше свободных выборов. Подчеркивая свое раболепие перед мировым империализмом, Сталин принял решение о вступлении Советского Союза в Организацию Объединенных Наций, которая будет создана с окончанием войны, и стал настаивать на признании каждой из входящих в состав СССР республик в качестве отдельного члена ООН.
https://www.wsws.org/en/articles/2020/02/03/twih-f03.html#75

Комментариев нет:

Отправить комментарий