среда, 30 октября 2019 г.

В Чили продолжаются массовые протесты, несмотря на военно-полицейские репрессии

Андреа Лобо, WSWS, 23 октября 2019 г.

Сорок шесть лет спустя после поддержанного ЦРУ фашистского переворота Аугусто Пиночета чилийская олигархия возвращается к диктаторским формам правления в целях подавления растущих протестов сотен тысяч рабочих и представителей молодежи.

Эти протесты вызваны сильным гневом по поводу десятилетий социальной контрреволюции, включающей приватизацию пенсионных фондов и коммунальных услуг и установление нищенских зарплат и драконовских правил трудового распорядка. В ответ на протесты администрация Себастьяна Пиньеры, сославшись на Конституцию 1980 года, принятую при Пиночете, незамедлительно использовала полицейско-государственный аппарат, который с тех пор, по сути, не изменился и все так же находится под управлением фашистских чиновников.

В субботу, 19 октября, Пиньера в столице Чили, Сантьяго, и других крупных городах страны ввел чрезвычайное положение, приостановил демократические права, развернул вооруженные силы и установил комендантский час в ночное время.

Танки и военные отряды с автоматами, сопровождаемые полицейскими (карабинеры), водометными машинами и вертолетами, атаковали демонстрантов на главных площадях и мостах. На видеозаписях, опубликованных в социальных сетях, показаны солдаты, — некоторые из них даже одеты в штатское, — стреляющие боевыми патронами днем и ночью, фотографирующие протестующих и отлавливающие их в районах, в которых те ведут свою борьбу.

Во вторник, 22 октября, в резиденции президента Чили, дворце Ла Монеда, чиновники подтвердили, что погибли 15 гражданских лиц. Они утверждают, что было арестовано более 2600 протестующих, начиная с пятницы, 18 октября, когда демонстрации, спровоцированные повышением платы за проезд в метро Сантьяго, распространились по всей стране. В ходе этих протестов были выдвинуты также более широкие требования, направленные против социального неравенства.

По данным Национального института по правам человека, по меньшей мере 88 человек получили огнестрельные ранения, в то время как военные застрелили, как минимум, двух демонстрантов — в Ла Серене в воскресенье, 20 октября, и в Курико в понедельник, 21 октября. Касаясь второго случая, заместитель министра внутренних дел Родриго Убилья предупредил во вторник, 22 октября: «Человек, о смерти которого не может быть сообщено, является тем, кто вчера ночью находился на Шоссе-5-Юг. Когда министерство общественной безопасности запрещает информировать о чем-либо, это означает запрет».

Чилийский рабочий класс отчетливо дал понять, что он будет решительно противостоять возврату к диктатуре. После призыва к всеобщей забастовке, чьей целью является прекращение развертывания вооруженных сил и действия чрезвычайного положения, в понедельник, 21 октября, докеры закрыли основные порты, а горняки рудника Эскондида, крупнейшего медного рудника в стране, начали забастовку.

События в Чили являются частью подъема боевитости рабочего класса на международном уровне. В Латинской Америке массовые забастовки и демонстрации против жесткой экономии прошли в Эквадоре и Гондурасе. Продолжается волна забастовок, проводящихся рабочими автомобильных заводов, шахтерами и учителями в центре глобального капитализма, Соединенных Штатах, а также все еще проводятся «дикая» забастовка тысяч железнодорожников во Франции и забастовка в Великобритании 110 тысяч почтовых рабочих — большинства почтовых работников страны.

Не в силах помешать усиливающимся слоям рабочего класса присоединяться к демонстрациям и забастовкам, главная профсоюзная организация Чили, Центральная конфедерация трудящихся (ЦКТ), контролируемая сталинистской Коммунистической партией (КПЧ), была вынуждена объявить в среду, 23 октября, всеобщую забастовку «до тех пор, пока мы не добьемся ответных мер от правительства и скорейшего выхода из нынешнего кризиса демократических институтов».

Председатель Сената Хайме Кинтана, выступая от имени номинальной оппозиции в рядах правящего класса, заявил во вторник, 22 октября: «Будучи оппозицией, мы нисколько не стремимся дестабилизировать правительство Пиньеры, которое должно срочно позволить себе быть поддержанным и огласить социальную повестку дня с немедленными уступками». Кинтана является лидером партии «За демократию», возглавлявшей коалиционные правительства вместе с Социалистической партией, сталинистской Коммунистической партией и Христианско-демократической партией, которые правили в течение 25 из последних 30 лет с тех пор, как Пиночет потерял власть в 1990 году.

Псевдо-левая коалиция «Широкий фронт», ведущие партии которой также участвовали в предыдущих правящих коалициях, обосновывает репрессии, осуждая демонстрантов за «неприемлемый и не имеющий оправдания вандализм».

Эти заявления свидетельствуют о том, что профсоюзы, сталинисты и социал-демократы стремятся повторить свое историческое предательство чилийского рабочего класса, удерживая растущую социальную оппозицию привязанной к классовому врагу и его репрессивному аппарату.

До переворота Пиночета эти силы направляли революционные выступления против прокапиталистической политики поддерживаемого США правительства Эдуардо Фрея в русло поддержки Народного фронта (называвшегося Unidad Popular) во главе с Сальвадором Альенде. В период с 1969 по 1973 год борьба чилийского рабочего класса достигла своего пика, проявившись в захватах фабрик и латифундий, а также в строительстве промышленных кордонов (промышленных сетей), контролируемых фабричными рабочими.

Несмотря на то, что стало известно о подготовке военного переворота, запланированного Вашингтоном и фашистскими секторами армии и правящего класса Чили, лидеры Unidad Popular продвигали военных в качестве «людей в форме», отвергая призывы кордонов вооружать рабочих для борьбы с нависшей угрозой переворота. Вместо вооружения рабочих они использовали солдат, чтобы подавить забастовки и очистить захваченные заводы и латифундии от рабочих. Рабочие, не имевшие собственной партии для самостоятельной борьбы за свои революционные устремления, были преданы и оставлены физически и политически безоружными перед лицом военного переворота 1973 года и фашистских репрессий под руководством Пиночета.

Возрождение репрессий в стиле Пиночета в Чили является частью международного процесса. Полицейско-государственные репрессии в Каталонии, военные репрессии в Эквадоре и рост фашизма в Германии, Бразилии и Соединенных Штатах перечеркивают утверждения капиталистических идеологов о том, что роспуск Советского Союза почти три десятилетия назад ознаменовал «конец истории». В ответ на рост социальной оппозиции и классовой борьбы правящие элиты воскрешают всю политическую мерзость и реакцию, присутствовавшие в 20-м веке.

Основным фактором, обусловливающим поворот правящего класса к авторитаризму, является крайний рост социального неравенства, которое несовместимо с демократическими формами правления. В Чили неравенство вернулось к показателям 1882 года, когда состояние олигархической семьи Эдвардсов, полученное за счет добычи полезных ископаемых и банковской деятельности, равнялось семи процентам ВВП Чили.

В настоящее время состояние семьи Лукшич в размере 17,4 миллиарда долларов составляет примерно шесть процентов ВВП страны. Горстка олигархов, имеющих теснейшие связи с американским и европейским империализмом, контролирует каждую ступень власти, включая президента-миллиардера Себастьяна Пиньеру. Слои верхнего среднего класса, представляемые профсоюзами, Коммунистической партией, Широким фронтом и их апологетами, враждебно относятся к любым протестам против социального неравенства и капитализма.

Уроки кровавого предательства, произошедшего в Чили в 1973 году, имеют стратегическое значение для рабочих, вступающих в Чили и на международном уровне в классовую борьбу против капитализма.

Во вторник, 22 октября, обозреватель Bloomberg Джон Автерс в качестве предупреждения написал следующее: «Если это может произойти в Сантьяго, это может произойти где угодно. Это неприятный посыл, который весь остальной мир должен принять во внимание в связи с внезапным крахом гражданского порядка в Чили».

В то время как МВФ предупреждает о «синхронном замедлении роста» мировой экономики и эскалации геополитических конфликтов, правящий класс повсюду демонстрирует, что он будет ожесточенно противостоять любому посягательству на его богатство.

События в Чили показывают, что рабочий класс должен взять на себя ведущую роль в защите демократических прав и противодействии неравенству. Однако чтобы избежать катастрофических предательств со стороны «народного фронтизма», стихийная волна классовой борьбы во всем мире должна быть сознательно вооружена социалистической и интернационалистической программой. Что означает создание секций Международного Комитета Четвертого Интернационала в Чили и по всей Латинской Америке.
https://www.wsws.org/en/articles/2019/10/23/pers-o23.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий